«Ямалавтодор» и чиновники оставили тысячи ямальцев без единственной дороги
  Вход/регистрация

«Ямалавтодор» и чиновники оставили тысячи ямальцев без единственной дороги


 
«Ямалавтодор» и чиновники оставили тысячи ямальцев без единственной дороги
23 февраля 2020 | 3911 До весны осталась неделя, а на Ямале до сих не открыли зимник Аксарка – Яр-Сале, связывающий тысячи ямальцев с «землей». Дорожники обещали запустить трассу на протяжении двух месяцев, но сроки постоянно переносились. Власти объясняют это недостаточной толщиной льда, обусловленной аномально теплой зимой и сложным рельефом зимника. Но у местных жителей – свой взгляд. По их словам, льда на зимней трассе хватает — груженые Камазы и «Уралы» ездят по ней с конца декабря.
«Толщина льда 90 см — проверено!»

«Когда откроется зимник Аксарка -Яр-Сале? Ни от нас не выехать, ни к нам приехать, — пишут ямальцы губернатору Дмитрию Артюхову в Instagram. — Вертолет летает очень редко — в больницу с детьми вообще не попасть!».

Общая протяженность зимника Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале составляет около 168 км. Он проходит по 14 ледовым переправам, которые занимают большую часть трассы. Зимник связывает с «землей» такие населенные пункты, как Яр-Сале, Сюнай-Сале, Панаевск, Салемал. Без этой трассы сельчане отрезаны от цивилизации.

Открыть зимнюю трассу подрядчик АО «Ямалавтодор» (генеральный директор Иса Магомадов) грозился еще в конце декабря, однако сроки были сдвинуты. Дорожники завили: трасса сложная, на 80% состоит из ледовых переправ, и необходимо дожидаться устойчивых отрицательных температур.



Впоследствии открытие зимника запланировали на 22 января, но перенесли, затем – на 30 января. И вновь перенесли! После очередной проверки комиссия вынесла вердикт – открытие зимника следует отложить, поскольку движение автомобилей по некоторым участкам небезопасно: лед на переправах слоится, а под ним находится вода.

«Особенно неустойчив отрезок от Салемала до Панаевска. Здесь повсюду слоистый лед и вода выходит на поверхность, поэтому ввод зимника невозможен», — сообщил журналистам представитель ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» Эдуард Кухта. При этом специалисты отметили, что на отдельных участках толщина льда достигла 65 см — по нормативам этого достаточно, чтобы запустить транспорт массой до 5 тонн. Однако подрядчик «Ямалавтодор» принял решение дождаться дальнейшего промерзания снежного покрова.

Сами ямальцы не ждут отмашки от властей и пользуются зимником уже месяца полтора. По их словам, лед давно крепкий. «Обещают – обещают… В середине января я решил самостоятельно проверить толщину льда. Проехал по маршруту и замерил лед на участке от Яр-Сале до Панаевска – получилось 90 см! — рассказывает житель Яр-Сале Константин Вануйто. — Почему нельзя было открыть для начала этот участок? В выходные хочу проверить промежуток от Салемала до Панаевска».

Груженые Камазы и «Уралы» начали ездить по не открытому официально зимнику еще до нового года. «Эти машины весят немало – 10 тонн точно. А ведь они едут с грузом, и лед их держит!», — говорят люди.

Не отказываются от поездок по зимней трассе и сельчане – для них это единственный способ, кроме вертолетных перевозок, добраться до «земли». И основная проблема, говорят люди, не недостаточная толщина льда, а то, что зимник не очищается от снега.

«На вертолетах не каждый может улететь. Бывает, что детей надо везти в Салехард, и люди едут трэколами, — говорит Константин Вануйто. — Знакомые добирались из Салехарда – по их словам, ехать было невозможно, даже трэкола проваливаются – до того много снега! Иной раз вездеходы забиты до отказа, и люди на свой страх и риск едут на легковых машинах. Рискуют не из-за тонкого льда – он держит, а из-за сугробов. Они такой величины, что до Салехарда приходится добираться двое суток!».

При этом, по его словам, отдельные участки зимника чистятся – например, до Салемала и села Сюнай-Сале: «А дальше – сугробы. Как можем, так и выбираемся. Хотя дорога до Сюнай-Сале никому не нужны – там только снегоходы ездят. Для них что ли? Они и по бездорожью могут ехать».

Местные жители говорят, что тендер на содержание зимника выиграла компания из Югры. И возмущаются – зачем отдавать контракт ХМАО, если зимник ямальский, и жители округа могут сами его почистить? Кроме того, эффекта от потраченных денег нет все равно – дорога «зарастает» сугробами.

«Зарастает» сугробами


Сельчане называют происходящее «отмывом денег» и считают, что дорожники и чиновники многое замалчивают: «Ощущение, что деньги на сторону уходят. В Лабытнанги переправу намораживают, а у нас почему так нельзя сделать? Почему здесь ждут, когда все само замерзнет?».

По мнению ямальцев, формировать дорожное полотно и производить наращивание льда на реках надо было еще в ноябре. «На обустройство зимника предусмотрена крупная сумма, — пишут читатели. — Начальству надо задуматься — зачем заключать контракт с «Ямалавтодором», если нужной техники у него нет? Где тонкий лед – надо помпой качать воду и лить ее не на снег, а на лед. У «Ямалавтодора» – одни отговорки, а население страдает. Из года в год там, где работает эта компания, бардак и упование на лед. Мороз надо ловить и в этот период прилагать усилия для наращивания льда. В ноябре были морозы, в декабре… А январь теплый и снега навалило. Под снегом вода — отсюда слоеный лед. Стыдно за зимники Ямала!».



Ямальцы резонно замечают, что в соседней Югре уже давно все зимники открыты:

«В ХМАО было и сейчас гораздо теплее. Однако они свои зимники сдали, в том числе и южные, в конце декабря. При этом я ни разу не слышал, чтобы у них зимники закрывались по погоде. Просто выходит и работает техника. Нашим «танцорам» вечно что-то мешает».

Не согласны сельчане и с доводами властей о «сложном рельефе» ярсалинского зимника. «Не знаю, что тут сложного. Если взять участок Яр-Сале – Панаевск, то он вообще идет по мелководью. Еще да появления зимника транспорт идет берегом, потому что воды нет!», — отмечает Константин Вануйто.

Мутная история

Напомним, что в прошлом году ярсалинский зимник открыли в середине января. Тогда (как и теперь) его устройством занималось АО «Ямалавтодор». Согласно заключенному контракту, на строительство и содержание зимней автодороги Аксарка – Салемал –Панаевск – Яр-Сале в 2018 году подрядчик получил 48 млн рублей.

Очевидно, что в этом году денег на обустройство зимней трассы было потрачено не меньше — найти информацию о закупке в открытом доступе нам не удалось. В департаменте транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО оперативно на этот вопрос не ответили. Там также не сказали, всю ли сумму получил «Ямалавтодор» или только часть, и посоветовали направить запрос.

Зато на сайте Госзакупок есть тендер на сумму 14,4 млн руб., заказчиком которого выступил АО «Ямалавтодор». Закупка предполагает «выполнение работ по устройству и содержанию зимней автомобильной дороги Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале». Речь идет о 47 км дороги. Срок действия договора – с момента его заключения, но не ранее 10 ноября 2019 года, и до 30 мая 2020 года.



Победителем контракта стала югорская компания «Сибстрой»(то, о чем говорили сельчане – прим. ред.), специализирующаяся на строительных работах. Согласно документации, подрядчик должен в течение указанного срока следить за дорогой, обеспечивать вешкование трассы (ориентирующие вехи), установку информационных щитов, светоотражающих элементов и дорожных знаков. В числе прочих требований – наличие контрольно-пропускных пунктов, дежурство рабочих на них и наличие телефонной связи, ночное дежурство техники (вездехода или трактора) и обеспечение дежурства техники повышенной проходимости в период метелей.

Где всё это, если трасса до сих пор не запущена, а контракт, между тем, был подписан осенью прошлого года? И почему часть официально закрытого зимника очищается от сугробов, а часть — нет? «Ямалавтодор» на эти вопросы не отвечает, но очевидно, что справиться с зимником самостоятельно у него не получается. Не исключено, что у дорожников изначально не было необходимых ресурсов и мощностей, но отказываться от миллионов они не захотели.

Как тут не согласиться с нашими читателями, которые требуют от властей – либо меняйте подрядчика, либо обеспечивайте четкое исполнение контракта:

«Зимник надо начинать готовить в ноябре. Но в ноябре «Ямалавтодор» вообще не наблюдался на участке. Для сравнения — зимник местного значения Аксарка — Белоярск, который контролируется администрацией Приуральского района, был открыт еще 20 декабря для машин массой 15 тонн, а с 10 января — 25 тонн. Там аналогичные условия – зимник пересекает три реки, болота и озера. Зато стоимость его обустройства и содержания в три раза ниже ярсалинского. «Ямалавтодор» только деньги гребет!».

Источник : http://www.yamalpro.ru

Считаешь эту страницу интересной? Поделись со всеми


Комментариев пока нет.


Добавить комментарий!